Дзадзен медитация: искусство тишины и сосредоточения из Японии
Дзадзен —техника медитации, характерная для чань-буддизма и возникшая на территории Китая, а затем распространившаяся в Японии с приходом туда новой религии. Она не является традиционной медитативной практикой и имеет ряд особенностей. В силу своей специфики дзадзен может оказаться полезной людям, которые не исповедуют чань-буддизм, но хотят найти умиротворение и успокоить ум.
Основы Дзен Медитации
«Дзадзен» — русская транслитерация японской фразы 座禅, которая в переводе означает «сидячая медитация».
Данная фраза, в свою очередь, является искаженными китайскими словами «цзо чань», имеющими то же значение. Медитативная техника используется всеми буддийскими школами Японии как одно из средств достижения сатори (внезапного просветления), а школой Сото-сю — как единственное.
Медитация дзадзен пришла из Индии — сначала в Китай, где и возник чань (в японском произношении дзен), а затем в Японию. Ее основные концепции впервые изложены в труде буддийского монаха Чанлу Цзунцзе под названием «Принципы созерцания», который был написан в XI веке.
По сравнению с индийским вариантом чаньская медитация сильно изменилась. Она не требует концентрации на чем-либо, а во главу углу ставит успокоение ума и его очищение от загрязнений. Таким образом создаются условия для достижения сатори, которое может наступить в любой момент.
Если сравнивать дзадзен с традиционной йогической и буддистской медитацией с чисто технической точки зрения, она значительно проще. Благодаря этому ей могут заниматься даже начинающие.
Техника Дзадзен Медитации
Главный принцип дзадзен — прямой позвоночник. Спина должна быть выпрямлена и занимать вертикальное положение. Медитирующий должен сидеть на полу на специальной подушечке (вместо нее можно взять коврик, некоторые вообще медитируют на стуле с твердой спинкой).
В плане позиций дзадзен довольно вариативна и разрешает практикующему принимать следующие позы:
- кэккафудза — классическая поза лотоса из йоги;
- ханкафудза — позиция полулотоса из йоги;
- агура — то, что называется «сидеть по-турецки».
Но классической считается сэйдза — позиция, выработанная в Японии. При ней голени ног на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развернуты вверх; бедра располагаются на внутренних сторонах голеней, ягодицы — на пятках; большие пальцы ног соприкасаются друг с другом или немного лежат один на другом (большой палец правой ноги обязательно должен быть над большим пальцем левой).
Сэйдза — достаточно легкая поза, но с непривычки в ней может быть трудно сидеть в течение нескольких минут. В этом случае можно попробовать позицию агура — с ней таких проблем точно не возникнет.
При посадке в любой позиции уши должны быть на одной линии с плечами, а нос — с пупком. При этом язык должен касаться неба, а губы и зубы — быть сомкнуты.
В дзадзен практикуется брюшной тип дыхания, когда в нем принимает основное участие живот. В дыхании должен быть задействован его центр, которым в чань традиционно считается желудок (по-японски 腹, хара).
Глаза медитирующего должны быть прикрыты, но при этом не открываться и не закрываться полностью. Это позволяет избегать воздействия внешних раздражающих факторов и вместе с тем препятствует засыпанию во время медитации.
Тело должно быть спокойным, не напряженным, но не расслабленным до конца. Оно должно находится в некоем промежуточном положении между повседневной активностью и полной релаксацией.
Медитировать рекомендуется в тихом месте. При этом необходимо добиться состояния, при котором ничто не отвлекает от практики. Для этого следует исключить громкие звуки, надеть просторную одежду, которая не причиняет дискомфорта.
Что касается психического аспекта дзадзен, его основа — это очищение ума. Оно нужно для того, чтобы не привязываться к образам и достижения ряда других целей чань-буддийской практики — например, осознания пустотности и отсутствия я как оригинальной личности. Несмотря на то, что чань ставит во главу угла внезапное просветление, считается, что, если человек достиг этих целей, вероятность того, что произойдет сатори, гораздо выше.
Очищение ума достигается полным исключением любых мыслей.
Его, в свою очередь, добиваются их осознанием в качестве внешних (в буддизме считается, что все повседневные мысли человека не принадлежат ему и являются следствием загрязнений ума).
Выгоды от Дзадзен Медитации
Если отвлечься от буддийского богословия и взглянуть на дзадзен в повседневной жизни человека, не являющегося буддистом, можно прийти к выводу, что данная техника медитации способна принести много пользы. Она приводит к успокоению психики из-за избавления от посторонних мыслей.
Это помогает устранить тревогу, снять стресс, психическое переутомление. Все это особенно важно в условиях, в которых живет большинство современных городских (и не только) людей.
Применение японской техники медитации в повседневной жизни
Техника медитации дзадзен оптимально подходит для применения в повседневной жизни. Она не требует принятия сложных поз или концентрации на объекте, а также допускает непродолжительные сеансы.
Благодаря этому ее можно практиковать по несколько минут в день — это уже будет приносить результат и снимать напряжение.
Кроме того, простота технической составляющей позволяет медитировать даже вне дома.
Заключение
Дзадзен — медитативная техника, характерная для чань-буддизма. Она многим отличается от общебуддийской, в том числе и техникой, которая, как и почти всегда в дзен, является упрощенной. Но главное отличие — цели. В медитации дзен это очищение ума от загрязнений (среди которых и мысли), которое способствует наступлению сатори (внезапного просветления). Если говорить о дзадзен в повседневной жизни, она помогает снять стресс, напряжение и успокоить нервную систему.
Если вы хотите ежедневно медитировать, скачайте приложение Metty — с ним это гораздо проще. Metty предлагает тысячи поз, техник и станет вашим надежным гидом в мире медитации.